Поступление в школу для ребенка - это стресс.
Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность
сегодняшних детей, пришедших в первый класс - быстрая утомляемость. На
первом уроке они откровенно зевают, на третьем - лежат на партах.
Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?
1.
Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки.
2.
Обязательно полноценное питание.
3.
Физические упражнения.
4.
Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день.
5.
Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до
двух часов) прогулки на воздухе - не прогулка по магазинам, а прогулка в
парке.
6.
С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему,
Скажите: "Доброе утро", - и собирайтесь в школу без суеты.
7.
Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как
они ничего, кроме утренней усталости, не дают.
8.
Объясните безопасный путь в школу ребенку. Безопасный, но не короткий.
9.
Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому,
что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа.
10.
Терпеливо выслушивайте его, хвалите, поддерживайте и ни в коем случае не
ругайте - ведь пока еще не за что.
Что же делать, если появились первые трудности?
1.
Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно.
2.
Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не
неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок.
3.
Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
4.
Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет
либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
5.
Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители:
"Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это
недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.
Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со
всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной
школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите
словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать
учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое
мнение о них - лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем,
прежде всего делается на благо вашего ребенка.
(использованы материалы журнала "Завуч начальной школы" №3 2008)
Могут ли родители выбрать школу не по микрорайону?
"Не проживающим в данном микрорайоне может быть отказано в приеме только
по причине отсутствия мест в учреждении" (п. 47 Типового положения об
общеобразовательном учреждении).
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:
·
В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и
какой квартире.
·
Полные имена членов семьи, их профессии.
·
Правила поведения в общественных местах и на улице.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему
первокласснику необходимо:
·
Уметь четко произносить все звуки речи.
·
Уметь интонационно выделять звук в словах.
·
Уметь выделять заданный звук в потоке речи.
·
Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
·
Уметь произносить слова по слогам.
·
Уметь составлять предложения из 3-5 слов.
·
Уметь называть в предложении только 2-е, только 3-е слово и т.д.
·
Уметь использовать в речи обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это
животные).
·
Уметь составлять рассказ по картинке (например "В зоопарке", "Отдых в
лесу" и др.).
·
Уметь составлять несколько предложений о предмете.
·
Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ,
стихотворение, басня).
·
Уметь наизусть читать любимое стихотворение.
·
Знать автора прочитанного стихотворения.
·
Уметь передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные
математические представления:
·
Знать цифры от 0 до 9.
·
Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
·
Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа
в пределах первого десятка.
·
Знать знаки +, -, =, <, >.
·
Уметь сравнивать числа первого десятка.
·
Уметь соотносить цифру и число предметов.
·
Уметь сравнивать 2 группы предметов.
·
Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание.
·
Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг.
·
Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме.
·
Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз»,
«раньше», «позже», «вперед», «за», «между».
·
Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику
необходимо:
·
Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей
местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.) и называть их
отличительные признаки.
·
Уметь различать диких и домашних животных.
·
Уметь различать по внешнему виду птиц.
·
Иметь представление о сезонных признаках природы.
·
Знать 1-3 комнатных растения.
·
Знать названия 12 месяцев года.
·
Знать названия дней недели.
Какой должна быть учебная нагрузка первоклассника?
Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней
начальной школы - не более 30 недель, каникулярного времени в течение
учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем что, как правило,
учебный год делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с
целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в
середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное
чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном
плане 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.
Занятия
первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала -
8:30-9:00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.
Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем учебной
нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная нагрузка - не более
четырех уроков.
Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух
физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на
10 и 20 минутах урока.
Как оцениваются знания первоклассника?
Из
Закона РФ "Об образовании"
Статья 15 п.3.
"Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,
формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся".
Из
письма Министерства образования РФ от 25.09.2009г. №2021/11-13 "Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы".
Контроль
и оценка результатов обучения.
В 1-м
классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного
(отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой
символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки и пр.).
Допускается лишь словесная, объяснительная оценка. Кроме этого нельзя
при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался",
"неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое
мнение", "давайте послушаем других" и т.д.
Никакому
оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти,
внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В
течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не
проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года
не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной
контрольной работы.
В 1-м
классе четырехлетней начальной школы в первом полугодии домашние задания
не задаются. Обучающиеся 1-го класса четырехлетней начальной школы на
второй год не оставляются.
Какие произведения рекомендуются для чтения в 1-ом классе?
1.
С. Маршак. Первый день календаря. Круглый год.
Пожар. Рассказ о неизвестном герое. Кот и лодыри. Декабрь.
Откуда стол пришел. Вот какой рассеянный. Усатый-полосатый. Отчего кошку
назвали кошкой? Весенняя песенка.
2.
А. Барто. В школу. Уехали. Девочка -
рёвушка. Девочка чумазая .Машенька. Дом переехал. Ку-ку! Любочка.
3.
В. Сутеев. Сказки и картинки.
Капризная кошка. Мышонок и карандаш. Палочка-выручалочка.
4.
Л. Толстой. Мышка и страшные звери.
Три медведя. Белка и волк. Косточка. Какая бывает роса на траве?.
5.
Ю. Коринец. Лапки.
6.
К. Чуковский. Загадки. Телефон.
Айболит. Муха-цокотуха. Мойдодыр.
7.
В Осеева. Добрая хозяюшка. Кто всех
глупее.
8.
А. Блок. Зайчик.
9.
А. Плещеев. Осенняя песенка. Травка
зеленеет.
10.А. Пушкин. Уж небо осенью
дышало... Зимняя дорога.
11.Русские народные сказки:
"Волк и козлята", "Ворона и рак","Лиса и волк", "Лиса, заяц и петух",
"Коза-дереза", "Волк-ябедник".
12.Венгерская сказка "Два жадных
медвежонка".
13.С. Михалков. Аист и лягушки.
Про девочку, которая плохо кушала. Веселые путешественники. Сами
виноваты. Кремлёвские звёзды. Про мимозу. Хрустальная ваза.
14.В. Берестов. Аист и соловей.
Честное гусеничное.
15.В.Бианки. Первая охота.
Приключения муравьишки. Чей нос лучше.
16.Китайская сказка "Олень и
лиса".
17.М. Пришвин. Ёж. Журка.
Хромка.
18.Е. Чарушин. Томка испугался.
Кошка Маруська. Воробей. Большие и маленькие.
19.Б. Житков. Храбрый утёнок.
Помощь идет.
20.М. Зощенко. Самое главное.
21.Н. Носов. Мишкина каша.
22.Е. Трутнева. За мир, за
детей.
23.П. Воронько. Лучше нет
родного края.
24.В. Лебедев-Кумач. Москва.
25.Е. Пермяк. Торопливый ножик.
Самое страшное. Пичугин мост. Смородинка.
26.Сказки о дружбе.
27.Л. Пантелеева. Трус.
28.Н. Белоусов. Первый снежок.
29.Н. Артюхова. Белый снег.
Трудный вечер.
30.Е. Благина. Вот какая мама.
31.Итальянская сказка "Как осел
перестал есть".
32.Э. Шим. Камень. Ручей.
Сосулька и солнце.
33.Б. Заходер. Мохнатая азбука.
Птичья столовая.
34.К. Ушинский . Пчелки на
разведке.
35.Г. Скребницкий. Передышка.
36.А. Пришелец. Наш край.
37.Братья Гримм. Три брата.
38.Г. Андерсен. Оле-Лукойле.
|